Преподобная Ефросиния
Преподобная Ефросиния (мирское имя Предслава) происходила из княжеского рода, была праправнучкой равноапостольского князя Владимира и княгини Рогнеды, внучкой полоцкого князя Всеслава Чародея и дочерью князя Георгия Всеславовича. Житие повествует, что Предслава с детских лет проявила большую любовь к книжному образованию и сердечной молитве. Когда родители начали думать о ее замужестве, двенадцатилетняя Предслава им ответила:

“Что будет, если мой отец захочет отдать мене в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь и жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам - главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает!”

Девочка твердо решила посвятить свою жизнь Богу. Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг по именем Ефросиния.
С благословения Полоцкого епископа Илии Ефросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: “начала книги писать своими руками, и прибыль отдавала нуждающимся”.

Вероятно, при соборе работали талантливые мастера-книжники, так как большая библиотека все увеличивалась, а для создания даже одной книги необходима была работа целой мастерской.

Примерно в 1128 году , однажды ночью, восхотев отдохнуть после длительного стояния на молитве, преподобная увидела, как “взял ее ангел и повел на то место, где была церковка Святого Спаса, метохия Святой Софии, называемое в народе Сельцом, и показал ей ангел Господень, и рек: Ефросиние! Здесь надлежит тебе быть!”
Уразумев в этом видении волеизъявление Господне, блаженная монахиня, придя утром к епископу, рассказала ему обо всем. Епископ Илия, которому в ту же ночь также было подобное видение, благословил официально, при многочисленных свидетелях, преподобную Ефросинию на основание женского монастыря, определив место обители - Сельцо, где была церковь Спаса и место погребения Полоцких епископов. Молодая монахиня вместе с некоей черноризницей, помолившись в Софийской церкви, ночью, не взяв с собой ничего, кроме трех хлебов и нескольких книг, направилась к месту своего нового служения.
Основанный Ефросинией Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители на месте бывшей деревянной церкви Ефросинией начато строительство каменного собора. Этот собор, постоенный в 1161 году, сохранился до нашего времени. В монастыре святая учила молодых инокинь переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Некоторое время спустя, двоюродая сестра Ефросинии, дочь князя Бориса Звенислава, вступила в эту обитель, отдав монастырю “все свои вещи золотые и многоценные ризы”, и приняла иноческий постриг под именем Евпраксии. “Так начали они жить в монастыре в единомыслии, в молитвах к Богу; и были, словно единая душа в двух телах”.

Неподалеку от Спасо-Преображенской обители игумения Ефросиния возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь. Для этой обители и церкви преподобная приобрела с дозволения Константинопольского патриарха Луки чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трех написанных, согласно преданию, самим евангелистом Лукой (впрочем, различные предания и традиции приписывают кисти евангелиста различные иконы Богородицы).

“Видел же царь {константинопольский] любовь ее и послал в Эфес семь сот оружников своих, и принесли они икону святой Богородицы во Царьград. Патриарх же Лука собрал епископов и весь собор во Святую Софию и, благословив, дал икону слуге преподобной Ефросинии; тот же с радостию взял и принес госпоже своей Ефросинии”.

В изложении этого события есть некоторые двусмысленности и загадки: читая текст, его можно понять так, что патриарх благославил не “слугу”, а икону; в таком случае это мог быть не оригинал Эфесской Одигитрии, а ее копия. Икона могла быть также не Эфесской, а Царьградской Божией Матери. Об этом говорит обычай носить ее по полоцким церквам каждый вторник, как рассказывается в житии, - то же самое происходило в Константинополе с оригиналом. К сожалению, до сих пор не вполне известна судьба этого образа. Некоторые ученые даже склоняются к тому, что теперь эта икона известна под названием Ченстоховской.

В монастырях, основанных преподобной Ефросинией, существовали иконописные мастерские. Там изготовлялись предметы церковного обихода, оклады для образов. Одним из ювелиров, мастером Лазарем Богшей, был сделан знаменитый Крест - со святыми частицами Господними и частицами мощей божьих угодников. Впрочем, здесь еще одна загадка: отсутствие в житии упоминания об изготовленном им кресте ценой 40 гривен (!) можно косвенно объяснить богатым убранством возведенных игуменией храмов: среди других многоцветных произведений этот воздвизальный крест не был чем-то невероятным. Труднее понять, почему автор жития не уделил внимания святыням, сохранившимся в кресте Лазаря!
Под руководством Ефросинии действовали мастерские по переписыванию книг. Мудрость преподобной проявлялась и в том, что она не пошла путем борьбы со старыми местными традициями, а добивалась освящения светом Евангелия всего, что могло служить христианину. Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей. Интересен стиль обращения ее к ученикам:

“Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, соделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!”.

Знакомая с сочинениями отцов Церкви, Ефросинья ссылалась на их авторитет: “старых учила терпению и воздержанию, юных учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старших молчать, мудрейших послушать, к старейшим покорению, к равным и меншим любови нелицемерной, мало вещеть, больше же разуметь”. Ефросиния Полоцкая при решении политических проблем выступала как миротворец, защитница народа.

“Таков бо дар дан был блаженной Ефросинии: если кто спрашивал о чем-либо, она ему отвечала что делать, и кто ее слушал - добро получал. И не могла видеть она ссорящихся: князя ли с князем, или кого из простолюдинов со своим другом, но желала, чтобы все были единодушны”.

Незадолго до смерти преподобная Ефросиния отправилась в паломничество к Святым Местам. Паломничество было пешим, а не водным путем “из варяг в греки”. Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной “честь великую”. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь даровал ей вечный покой 23 мая 1173 года.
С личностью святой преподобной Ефросинии тесно связана проблема, возникающая при беседе о католической святой Параскеве-Праскедис. “Хроника Быховца” - памятник белорусского летописания первой четверти XVI века - повествует о князе Рогволде-Василии, который «после себя оставил сына Глеба и дочь Парасковию; и та дочь обещала девство свое сохранить в целости в жизни своей и постриглась в черницы у святого Спаса, в монастыре под Полотою, и жила там семь лет, Богу служа и книги списывая для церкви. А потом собралась в Рим и в Риме проживая, Богу служила прилежно, и жила несколько лет, и освятилась; ее зовут святая Праскедис, а по-русски Парасковия, ей же в Риме костел построили во имя ее святое и там же положили». Католические ученые выдвигают несколько версий по поводу этой легенды, православные же просто оспаривают достоверность свидетельства.

Приблизительно в 1187 году тело святой Ефросинии было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910-ом мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода “Головачев” совершалить торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках.

13 мая 1922 года по постановлению “народного комиссариата юстиции РСФСР” рака с мощами была вскрыта, затем мощи были отправлены на атеистическую выставку в Москву, а оттуда - в Витебск, где демонстрировались на протяжении почти двух десятков лет в местном краеведческом музее.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли раку преподобной из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, где почивают и поныне.
Ефросиния Полоцкая - одна из первых канонизированных женщин в восточно-славянских землях. Наш народ почитает эту святую как опекуна Беларуси, сердечно молящую за нас Господа.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Данилевич В. Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия / В. Е. Данилевич. В. Е. Данилевич – Киев, 1895. – 260 с.
Житие преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. – Полоцк, 2012. Переложение на современный русский язык по списку XVI века: Памятники старинной русской литературы, изд. графом Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. IV. – СПб., 1862.
Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесённого ею в дар Полоцкой Спасской обители. – СПб, 1841. – 28 с.
Кайгородов Н. О достопамятных Свято-Евфросиниевских днях в Полоцке. 20 – 23 мая 1910 года. / Н. Кайгородов //Полоцко-Витебская старина. Издание Витебской Учёной Архивной Комиссии. Кн. 1. – Витебск, 1911. – 263 с.
Киево-Печерский патерик // Древнерусская литература. Антология. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old-ru.ru/03-4-2.html.
Читать
Левшун Л. / К вопросу о перенесении преподобной евфросинии Полоцкой из Святой Земли в Киево-Печерскую лавру. / Л. Левшун. // Беларуская думка, 2019, №.5. С. 80–85.
О принесении части святых мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. – Витебск, 1871. – 82; XVII с.
Сапунов А. П. Исторические судьбы Полоцкой Епархии с древнейших времен до половины XIX века. / А. П. Сапунов. – Витебск, 1889. – 94 с.
Степенная книга царского родословия. Полное собрание русских летописей. Т.21, ч. 1. – СПб, 1908. – 342 с.
Dwa wielkie światła na horyzoncie Połockim z cieniów zakonnych powstające chyli żywoty ss. panien i matek Ewfrozyny i Paraskesii zakinnic i huminij. Wyd. 2. – Lwów, 1866. – LXXIV; 185 s

ПЕРВЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ
© Polotsk State University, 2021
Designed by Y.Glazyrin