Торвальд Путешественник
Торвальд Кодранссон (Торвальд, сын Кодрана по прозвищу Путешественник — легендарный христианский миссионер, с именем которого связывают начало христианского просвещения на Полоцкой земле. Его жизнь и деятельность описываются в древнеисландской «Пряде о Торвальде Путешественнике», которая содержится в древнескандинавских сказаниях: «Саге о крещении», «Саге об Олаве Трюггвасоне» и «Книге с Плоского острова».

Родился будущий проповедник на севере острова Исландия около 950 года. Повзрослев, юноша, как и большинство молодых викингов отправился искать счастья в военных походах. Он служил при дворе короля объединенного государства Норвегии, Дании и Швеции Свена 1-го Вилобородого. В те времена викинги регулярно совершали набеги и походы на берега Ирландии, Англии и других государств. Их судна - драккары, были самыми быстрыми, поэтому нападение удавалось совершить неожиданно.

Однако, Торвальд не выбрал для себя путь викинга-воина. В Ирландии Торвальд познакомился с христианским учением, и его дальнейшая судьба была тесно связана с ним. Торвальд принял христианство и оставил военную службу. В 981 году он возвращается на Родину в Исландию, с целью распространения христианства. Здесь миссионер построил первую христианскую церковь, но оказался не принятым язычниками и вынужден был покинуть исландские земли.

В 985 году Торвальд отправляется в длительное путешествие, во время которого посетил два главных центра иудейской и христианской религий - Иерусалим и Константинополь (Миклагард, современный Стамбул) соответственно. По прибытии в столицу Византийской империи, Торвальд был приглашен на встречу с императором Василием II, а затем и с патриархом Константинопольским Николаем II Хрисовергом. Император даровал Торвальду грамоту, согласно которой он назначался полномочным посланником Византии к «русским князьям в страны Восточной Балтики».
Из «Пряди о Торвальде»:
…Поэтому он решил больше не возвращаться в Исландию. Он отправился в далекое путешествие и сначала поехал в Йорсалир (Иерусалим) увидеть святые места. (Это было в 985 или 986 году.) Он объездил все Гриккьярики (Византия) и приехал в Миклагард (Константинополь). Император принял его с большими почестями и одарил достойными дарами в знак своей дружбы, ибо велика была милость Бога к Торвальду, и слава о нем распространялась в народе, куда бы он ни пришел. Его прославляли как бедные люди, так и могущественные и почитали его столпом и опорой праведной веры, и сам кесарь Миклагарда и все его хёвдинги почитали Торвальда как прекрасного проповедника и глашатая Господа нашего Иисуса Христа, и не меньше их все епископы и аббаты по всему Грикланду (Греция) и Сюрланду (Сирия). Более же всего он прославил себя на Восточном пути, с тех пор как послан был туда кесарем и сделан патриархом и владыкой над всеми конунгами в Руцланде (Русь) и во всей Гардарики (Северо-восточная Русь).
В те времена связи между русскими княжествами и Византийской империей были довольно тесными и плодотворными для обеих сторон. Особенно успешным был знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», проходивший из Константинополя, через Чёрное море, далее вверх по Днепру минуя Киев, и по Западной Двине в Скандинавию. Этот путь был также главной дорогой, по которой шли носители новой религии. Торвальд, двигаясь по пути из варяг в греки, прибыл в Полоцк – немногим позднее 1000 года. Здесь, по сообщениям «Саги о крещении», он основал монастырь при церкви Иоанна Крестителя, в котором жил до самой своей смерти (около 1002 года).
Из «Саги о крещении Исландии»:
… Говорят, что Торвальд с епископом ездили по северной четверти Исландии, и Торвальд рассказывал тамошним жителям о вере, так как епископ не понимал по-скандинавски.
Торвальд Кодранссон и Стевнир Торгильссон встретились после исчезновения конунга Олава (10 сентября 1000 года). Они вместе странствовали по миру, доехали до Иерусалима, а оттуда поехали в Миклагард (Константинополь), а потом в Кэнугард (Киев), что лежит на востоке за Днепром.
Торвальд умер в Рузе близ города Палтескья (Полоцк). Там он похоронен в горе у церкви Иоанна Крестителя, и его там считают святым. Бранд Путешественник говорит так:

Туда я ездил,
Где Торвальда
Кодранссона
Христос упокоил.
В горе высокой,
Возле Дрёвна
Близ церкви Иоанна
Теперь он лежит.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Гуревич, А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье / А.Я. Гуревич. – М.: Наука, 1977. – 337 с.
Гуревич, А.Я. Избранные труды. Крестьянство средневековой Норвегии / А.Я. Гуре-вич. – СПб.: Изд. СПбГУ, 2006. – 367 с
Гуревич, Ф.Д. Скандинавские находки Х–ХІ вв. на территории Белоруссии / Ф.Д. Гуревич // Скандинавский сборник. – № 33. – Таллинн: Олион, 1990. – С. 110 –121.
Дернович, С.Д. Скандинавские древности эпохи викингов в Беларуси / С.Д. Дернович. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 86 с.
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том V: Древнескандинавские источники. Сост. частей VI, IX, X – Г. В. Глазырина; частей III, IV, V, VII, VIII, XI – Т. Н. Джаксон; частей I, II, XII – Е. А. Мельникова. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. – 384 с.
Исландские пряди. - Подготовка, ред., прим, указ. Гуревич Е.А. - М.: “Наука”, 2016. - 1004 с.
Лебедев, Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси / Г.С. Лебедев. – СПб.: Евразия, 2005. – 640 с.
Левко О. Полоцкое княжество и Витебское Подвинье в эпоху викингов / Ольга Левко // Наука и инновации : научно-практический журнал / учредитель Национальная академия наук Беларуси. – 2016. – № 11. – С. 57 – 61
Успенский, Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь: историко-филологические очерки / Ф.Б. Успенский. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 456 с.
Глазырин Е.В., Мишин П.И.

ПЕРВЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ
© Polotsk State University, 2021
Designed by Y.Glazyrin